Камерный спектакль под названием «В ожидании чего-то лучшего» в постановке народного театра-студии «Запасной выход» Дворца культуры «Октябрь» (художественный руководитель Н.Е. Матюшевская) собрал настоящих ценителей театрального искусства – тонкого, вдумчивого, глубоко чувствующего зрителя.
В зале всего 50 посадочных мест. И артисты, и те, кто смотрит спектакль, располагаются на одной сцене – видны глаза друг друга, и даже кажется, что слышно биение сердец. Практически нет декораций. На сцене всего два стула и экран с видеорядом – это парижские улочки, кварталы, дома... Звучат знакомые с детства песни в исполнении известных французских певцов.
Спектакль «В ожидании чегото лучшего» состоит из трех частей. Первая и третья части принадлежат перу французского драматурга Патрика Бессона. Вторая часть – Андрею Зотову – выпускнику сценарного факультета ВГИКа, нашему земляку. В этом спектакле он выступает как соавтор пьесы и как актер. Кстати, в труппе театрастудии люди самых разных профессий – юристы, медсестры, студенты, сотрудники администрации города.
«У Патрика Бессона эти две части – совершенно самостоятельные произведения. 15 лет тому назад мы их обьединили и получился вот такой спектакль, – рассказывает художественный руководитель театрастудии Н.Е. Матюшевская. – Здесь нет общего сюжета. Все три части связаны только темой. Это пьеса о личностном одиночестве. Об одиночестве в толпе. Об одиночестве как таковом. И о любви. Словом, о том, что волнует всех людей».
Спектакль, решенный в откровенно условной манере, поражает удивительной тонкостью и глубиной психологического рисунка. Да и актеры театра «Запасной выход» великолепно справились с очень сложными исполнительскими задачами. Они высказываются эмоционально и непосредственно, находя в своей роли и убедительную интонацию, и соответствующее пластическое решение.
Патрик Бессон родился в 1956 году. Он – один из ведущих писателей молодого поколения Франции. Французские литературные критики отзываются о нем как о надежде французской литературы.
Автор десяти романов, ряда пьес, киносценариев, рассказов, Патрик Бессон стал обладателем шести литературных премий Франции, среди которых престижная Гранпри Французской академии 1985 года.
Произведения Патрика Бессона переведены на основные европейские языки, они опубликованы практически во всех странах Западной Европы и в США.
Перед началом спектакля мы беседуем с художественным руководителем театрастудии Натальей Евгеньевной Матюшевской.
– Расскажите о труппе, о том, как проходят репетиции.
– На данный момент в основном составе труппы 18 человек. Плюс дети, которые растут и потом пополняют актерский состав. Занимаясь с актерами, стараюсь большое внимание уделять системе тренингов, которые в свое время придумали Константин Станиславский, Михаил Чехов, Ежи Градовский. И занимаются этим все актеры – и те, кто только пришел в театр, и те, кто играет здесь многомного лет.
– А в чем, по Вашему мнению, разница между самодеятельным и профессиональным актером?
– Есть люди более расположенные к театру. Есть менее рсположенные. Но без школы, без какогото основного базиса сыграть хорошо невозможно. Человек может быть гениальным только один раз в жизни – когда он играет самого себя, когда он в своей органике, в своем внутреннем мире.
Иногда я мечтаю – как было бы хорошо хоть раз поработать с профессиональным актером!
Мне не надо будет подгонять под него свои желания, свои мысли. Хотя, надо сказать, что любители бывают подчас и интереснее, и искреннее профессионалов.
– Вы любите свой коллектив?
– Да, конечно. Эта студия – мой второй ребенок. Бывает, что сержусь на актеров очень сильно, кидаю в них чтонибудь.. Невсерьез, конечно...
Вот сейчас мы с Вами сидим, разговариваем – это один разговор. Но на сцене – это уже совсем другое. Театр – это добровольная тирания. И актеры эту тиранию, мою тиранию, принимают безоговорочно. Если в театре возникает демократия, это уже будет не театр.
– Наталья Евгеньевна, давайте поговорим о репертуаре Вашего театра. Какой драматургии Вы отдаете предпочтение?
– В основном это зарубежная современная драматургия. Хотя когдато мы ставили и Шекспира, и Мольера, и Антуна де СентЭкзюпери, Жана Кокто. Из российских – «Палату №6» Антона Чехова, «Про Федот-аСтрельца – удалого молодца» Леонида Филатова, «Каменный гость» Александра Пушкина. Всего было поставлено 37 спектаклей.
Русская классика, на мой взгляд, несколько тяжеловесна. В силу русского менталитета, исторических условий, в которых она писалась. Зарубежная же драматургия говорит о том же, но другим языком. Она легче для восприятия, легче может достучаться до зрителя.
Спектакль «В ожидании чегото лучшего» живет уже 15 лет. На фестивалях в Жуковском и Чехове мы получили за него первое место. Он довольно сильный по драматургии, и хочется надеяться, что сейчас, с абсолютно обновленным составом актеров, получит своего зрителя.
Татьяна ЛАПАЕВА |