«Дубна, сумевшая на столь высоком уровне организовать у себя проведение курсов «Высшего исполнительского фортепианного мастерства», с гордостью может носить звание не только «наукограда», но и «музыкограда!» – заявил на встрече с работниками Конгресс-центра Особой экономической зоны Дубны народный артист России профессор Московской консерватории, артистический директор вышеназванных курсов Михаил Сергеевич Воскресенский*. – Два великолепных рояля, привезенные из Москвы для этой цели из ЯмахаЦентра, отличные условия проживания и предоставление всем участникам курсов классов для занятий, а также поразившая наше воображение экскурсия на коллайдер делают честь всем, кто так внимательно отнесся к нашему визиту».
Курсы «Высшего исполнительского фортепианного мастерства», проводившиеся в Дубне с 12 по 16 февраля профессорами Московской консерватории М. Воскресенским и А. Фоменко, собрали шесть лауреатов международных фортепианных конкурсов из России, Японии, Китая, Вьетнама и Латвии. На протяжении пяти дней музыкант мирового уровня Михаил Воскресенский знакомил молодых одаренных пианистов с собственным прочтением сложнейших сочинений европейской классики: его трактовка произведений Баха и Бетховена, Шумана и Листа, Равеля и Дебюсси с подлинным интересом была воспринята как самими участниками курсов, так и их гостями – преподавателями музыкальных учреждений города.
На занятиях Михаил Сергеевич демонстрировал необходимость с подлинным исследовательским вниманием относиться к малоприметным деталям текста, расшифровывая таящуюся за ними смысловую нагрузку. Талантливые комментарии маэстро, сопровождающиеся ярким показом фрагментов сочинений, в новом свете раскрывали неповторимое обаяние образов, спрятанных за хорошо известными текстами.
Мимо внимания мастера не проходили и чисто пианистические проблемы, как правило, стоящие перед исполнителями произведений такой сложности. К чести участников курсов, у них этих проблем практически не было – все пианисты обладали столь высокой подготовкой, что подобные комментарии больше адресовались аудитории, нежели им.
За период курсов молодые музыканты дважды выступали перед дубненской публикой. На концерте, данном для работников Конгресс-центра, пианисты Александра Щербакова (Россия), Ши Чжу Цзюнь (Китай), Нгуен Ким Нган (Вьетнам) и Андрей Осокинс (Латвия) исполнили сочинения Брамса, Равеля, Дебюсси и Листа.
Особым обаянием отличалась игра вьетнамской пианистки – в ее исполнении пьеса Дебюсси «Медленный вальс» буквально заворожила всех своей призрачной нежностью.
В противовес ей А. Осокинс ошеломил слушателей своим темпераментным напором, с особым увлечением исполнив «Смерть Изольды» – транскрипцию Листа знаменитого оркестрового фрагмента оперы Вагнера «Тристан и Изольда».
В отличие от аудитории Конгресс-центра, где было немноголюдно, в зале Дома ученых на отчетном концерте участников курсов был аншлаг. Молодые лауреаты международных конкурсов порадовали слушателей более насыщенной программой, включив в нее сочинения Баха, Брамса, Шумана, Листа, Равеля, Дебюсси, Прокофьева и Метнера. Практически все участники концерта показали себя с лучшей стороны. Между тем, особый интерес у аудитории вызвали свободное исполнение Ларисой Бунаковой виртуознейшей транскрипции Листа песни Шуберта «Лесной царь», проникновенное прочтение Нгуен Ким Нган «Фантазии» Шумана и яркая интерпретация сонаты си минор Листа Андреем Осокинсом.
После концерта организаторы этого мероприятия профессор МГК Александр Фоменко, дубненские музыканты – директор ДСО Наталья Никитская и преподаватель ДМШ Ирина Кузнецова вручили молодым лауреатам сертификаты о прохождении курсов. Они поблагодарили ОИЯИ, Конгресс-центр и музыкальную школу Дубны за содействие в их проведении. Особая благодарность была адресована Ямаха-центру, предоставившему участникам курсов «Высшего исполнительского фортепианного мастерства» два фирменных рояля.
Наталия Белага
Фото Юрия ТАРАКАНОВА
|