СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Звучит старинная музыка Печать
07.02.2013 06:24

17 февраля в Органном зале пройдет концерт солистов барочной капеллы «Золотой век». В мае прошлого года музыканты посетили Дубну с программой «Пленительное барокко» и были тепло встречены дубненской публикой. (Газета «Встреча» писала об этом 17 мая 2012 года).

На этот раз в концерте «Музыкальные вершины Иоганна Себастьяна Баха» вместе с Александром Листратовым (барочная виолончель) и Алексеем Шевченко (орган) принимает участие Мария Успенская (на фото) – бесспорно лучшая российская клавесинистка молодого поколения и одна из самых ярких в Европе. Клавесин, этот старинный струнно-щипковый музыкальный инструмент, пока еще редкость на концертных площадках. Для выступления в Дубне из Москвы доставят инструмент, прототипом которого является итальянский спинет (небольшой клавесин) XVII века. Эта модель усовершенствована и доработана российским мастером Дмитрием Беловым. Дмитрий Григорьевич учился изготовлению клавесинов в Англии у известного мастера Дэвида Болтона – руководителя фирмы “D.H.Bolton”. На сегодняшний день инструменты, изготовленные в мастерской Дмитрия Белова, отвечают самым высоким требованиям европейского уровня.
Самые ранние упоминания инструмента типа клавесина фигурируют в «Декамероне» Джованни Боккаччо, вышедшем в 1354 году. Клавесин и его разновидности были популярны вплоть до второй половины XVIII века, когда клавесин стал вытесняться фортепиано. В 1809 году фирма «Киркман» выпустила свой последний клавесин. Но забвение было недолгим. Интерес к клавесинной музыке возродили импрессионисты, стремившиеся воскресить традиции Куперена, Рамо, Дакена. Инициатором возрождения инструмента стал Арнольд Домлмеч – английский инструментальный мастер, скрипач и клавесинист. Уже в 1896 году в Лондоне он построил свой первый клавесин и вскоре открыл мастерские в Бостоне, Париже и Хейслмире. Так началась эпоха новой клавесинной эстетики. Клавесин современный занял свое место в музыке ХХ века.
Струны клавесина приводятся в колебание щипком при помощи птичьего пера (позднее – кожаного или пластикового плектра), укреплённого на стерженьке-толкачике. Звук клавесина – блестящий, но отрывистый.

Мария Успенская музыкальное образование получила в Московской консерватории по классу фортепиано (доц. В. Овчинников и проф. А. Любимов) и по классу клавесина (доц. О. Мартынова). Cтажировалась в консерватории в Амстердаме по классу клавесина и исторического фортепиано. Мария – обладательница I премии и приза публики на конкурсе имени И.С. Баха в Лейпциге в номинации «Клавесин» (2010), призер одного из самых авторитетных международных конкурсов в области ранней музыки “Oude Musik” в Брюгге сразу в двух номинациях: «Клавесин» и «Хаммерклавир». Лауреат ряда международных юношеских конкурсов в номинации «Фортепиано».
М. Успенская – музыкант многогранного дарования. В ее репертуаре сочинения самых разных стилей и направлений – от Ренессанса до произведений композиторов XX века. Исполнительница ведет активную творческую деятельность, выступая с сольными и камерными программами как пианистка и клавесинистка, а также осуществляя записи на российском радио и телевидении.
Александр Листратов – ведущий специалист в области исторического исполнительства, на протяжении многих лет был учеником легендарного Ефима Гендлина. Александр стажировался по барочной виолончели у выдающихся европейских музыкантов, преподаватель барочной виолончели и исторического камерного ансамбля в Смольном институте свободных искусств и наук (Санкт–Петербург). А. Листратов – создатель и руководитель барочной капеллы «Золотой век», уникальность которой позволила преодолеть расхожий стереотип о трудности совмещения современных органов с историческими инструментами.
Алексей Шевченко – органист, пианист, клавесинист – один из самых примечательных исполнителей универсального направления, складывающегося в России в последние годы. Закончил Московскую консерваторию по специальностям «фортепиано, клавесин, историческое фортепиано» (класс доцента Ю.  Мартынова) и «орган» (класс профессора А. Паршина). В 2001 году Алексей стал лауреатом первой премии международного конкурса органистов Marcello Galanti (Италия). Активную концертную деятельность Алексей Шевченко успешно сочетает с педагогической – он доцент кафедры старинных клавишных инструментов и камерного ансамбля искусства в Московской консерватории и преподаватель органа ХШМиЮ «Дубна».
В преддверии концерта мы встретились с одним из музыкантов Алексеем Шевченко и задали ему несколько вопросов:
– Алексей, Вы преподаете на факультете исторического и современного исполнительского искусства в Московской консерватории. Насколько большой интерес проявляет современная молодежь, студенты к старинной музыке?
– В течение всей истории исполнительского искусства до конца XIX века включительно людей интересовала больше «актуальная» музыка, то есть музыка, написанная «вчера». А в конце XIX века возникает интерес к музыке прошлого, и во второй половине ХХ века приходит понимание необходимости исполнения этой музыки на исторических инструментах или их аутентичных копиях. Поскольку весь музыкальный инструментарий претерпел радикальные изменения (например, мало кто знает, что лишь одна скрипка Страдивари воссоздана в наши дни так, как ее выполнил сам Страдивари. У всех инструментов Амати, Страдивари и других мастеров эпохи барокко были выломаны или заменены «шеи» (грифы), вместо жильных струн стали использовать струны из металла, также была принципиально изменена конструкция смычков), назрела необходимость воссоздать прежние инструменты. Интерес любителей музыки и, конечно, студентов к старинной музыке в течение всего ХХ века и сейчас только усиливается. В начале старинная музыка представлялась зоной свободы от канонов и штампов, от академической школы, а сейчас существует уже множество школ и направлений в сфере исторического искусства.
– Какую программу Вы подготовили для дубненских любителей музыки?
– Основу программы составляют три сонаты для виолы да гамба и клавира в концертной версии для барочной виолончели, органа obligato и basso continuo на клавесине (соль мажор, ре мажор и соль минор). В эпоху барокко практика транскрипций была обыкновенна. В частности, первая из этих сонат (соль мажор) известна также в авторской версии для двух флейт и basso continuo, а третья (соль минор) в исполнительской практике существует в качестве реконструкции 7-го Бранденбургского концерта (в реальности у Баха их шесть). Несмотря на то, что мы играем в ансамбле, каждый инструмент в концерте будет довольно полно представлен сольно.
Дубненцам предоставляется редкая возможность прикоснуться к шедеврам старинной музыки и познакомиться с уникальными музыкальными инструментами – клавесином, барочной виолончелью и органом.

Наталья Кривякина

 
 
< Февраля 2013 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28      
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.