СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Спорт в искусстве Печать
13.09.2012 06:38

Спорт всегда являлся важнейшей составляющей формирования здоровья нации любой страны. Эту позицию спорта можно наблюдать еще в Древней Греции – она отражена в ее мифологии. Одна из самых ярких легенд Древней Эллады рассказывает о Геракле, который после победы над царем Авгием устроил соревнования в беге со своими братьями. Геракл выбрал дорожку для бега, отмерил по ней 600 своих ступней (192,27 м) и назвал дистанцию «стадием» – отсюда и возникло слово «стадион».

Атлеты Древней Греции
В Древней Греции физические упражнения и спорт входили в повседневную жизнь страны. Именно  поэтому для греков огромное значение приобретали Олимпийские игры (VIII в. до н. э.), в результате которых атлету-победителю ставилась почетная статуя в Олимпии или Дельфах. Ее исполнение, как правило, заказывалось известному мастеру.
Среди многочисленных ваятелей статуй атлетов-победителей огромную известность в мировой культуре получили  афинские скульпторы Мирон и Поликлет (в V в. до н. э). Так, одна из самых известных работ Мирона – «Дискобол» создана с натуры. Искусствоведы об этой скульптуре пишут: «Его изумительное по красоте лицо и фигура переданы точно. Изображая спортсмена в сложной позе, в момент наивысшего напряжения сил при переходе от размаха к броску, скульптура, тем не менее, отличается уравновешенностью композиции. Не являющаяся портретом, она воплощает идеальное представление о совершенном, гармонично развитом человеке».
В отличие от Мирона скульптор  Поликлет  подходил к созданию своих статуй исходя из математически рассчитанных пропорций тела. По этому поводу он написал теоретический трактат под названием «Канон» («правило»), где изложил свои расчеты.. Свой идеал атлета-гражданина Поликлет  воплотил в бронзовой скульптуре юноши копьеносца, изображенного в спокойной и величественной позе («Дорифор»). Безукоризненное совершенство «Дорифора» сделало его в глазах греков образцом человеческой красоты. Воспроизведения этой скульптуры стояли в тех местах Древней Эллады, где юноши занимались гимнастическими упражнениями.
Гражданственный пафос Поликлета перекликается с позицией греческого писателя Лукиана (ок.120 – ок.190гг до н. э.), который писал: «Более всего мы стараемся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны телом: ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство и охраняют его свободу и счастье».

Александр Дейнека – выдающийся мастер советской эпохи


Среди художников и скульпторов XX века одними из самых ярких  наследников традиций великих мастеров-классиков, изображавших атлетов, явились советские ваятели и живописцы. В числе первых, кто стал активно обращаться к спортивной теме, был русский художник Александр Дейнека (1899 – 1969). Он вошел в историю отечественного изобразительного  искусства как автор многочисленных живописных и  графических произведений, фресок и росписей, мозаик и скульптур.
Дейнека начинал как фотограф угрозыска. Позже учился на полиграфическом отделении Вхутемаса у В. Фаворского и И. Нивинского, работал в плакатной и журнальной графике. В свою живопись художник привнес чисто графическое понимание формы. Его картины динамичны, их композиция «строится на точно выверенном линейном ритме, обретающем в лучших работах знаково-плакатную и одновременно монументальную лаконичность». Большинство работ мастера вдохновлено идеей новой жизни, прежде всего ее индустриальными и спортивными аспектами; стилистически они тяготеют к немецкому экспрессионизму.
Динамичный ритм, подчеркнутая предметность и любовь А.Дейнеки к резким ракурсам знакома многим россиянам по мозаикам московских станций метро «Маяковская» и «Новокузнецкая».
С годами в работах художника тема спорта обрела аллегорическое звучание. Он пишет: «Для художника спорт – неисчерпаемый источник тем, поскольку он демократичен и популярен. Спорт вмещает в себя все оттенки ощущения. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма. В нем начало героического...»
«Золотой век» Дмитрия Шостаковича
Балет «Золотой век» был задуман молодым композитором как плакатное ревю. В действии сталкивались две футбольные команды – советская и фашистская. Они встречались за рубежом на индустриальной выставке, названной «Золотой век».  В динамике спорта  – первоначально балет назывался «Динамиада» – сменялись «картины с одной стороны счастливой юности социализма, с другой – эффектно разлагающегося в кафешантанах капиталистического мира». Душой советской делегации была Комсомолка (Галина Уланова), а олицетворением соблазнов буржуазного образа жизни Обольстительная Дива (Елена Люком).
Партитура Шостаковича состояла из пестрой мозаики эпизодов. «Поделив между собой материал, молодые балетмейстеры В. Вайнонен, Л. Якобсон, В. Чеснаков лишь подчеркнули тем самым эстрадный характер балетного монтажа». Между тем после 18 постановок музыкальная критика  раскритиковала балет, в результате чего он сошел со сцены. (В тот момент Шостакович попал под пресс сталинской идеологии: печально известные статьи в газете «Правда» за 1936-й год «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь» разгромили балетные опусы автора, а позднее на «Золотой век» пресса навесила ярлык «формализма»).
Создатели более поздней постановки «Золотого века» (1992, сценарист И. Гликман, хореограф Ю. Григорович) превратили ревю 24-летнего российского гения в мелодраму. Для этого понадобился сюжет, вступающий в корректные отношения с музыкой Шостаковича. Авторы этой постановки сохранили «схему растленного зарубежья и благородных советских сверхчеловеков, переплавив ее в не обидный для публики зарубежных гастролей конфликт советских нэпманов 1920-х годов и советской же спортивной молодежи». Однако в угоду новым сюжетным поворотам постановщики переставили музыкальные номера балета.  
В 2006 году «Золотой  век » был поставлен в Мариинском театре балетмейстером Ноа Гербером, известным по работе с труппой
У. Форсайта (американского хореографа, лауреата международных премий, кавалера французского ордена искусств и литературы). Впервые со времени провала балета в 1931 году зрители услышали вариант, максимально приближенный к авторскому. Прежнее либретто заменили на новое, написанное Константином Учителем. В результате у американского хореографа получился не римейк, а новое произведение.
– Действие спектакля происходит в настоящем и прошлом, в России и Европе, история частично опирается на события 1930 года, проходит через Вторую мировую войну, разворачивается и после 2000 года. В нее вплетены легенды о русской жизни, существующие на Западе, – рассказывал Гербер.
Интересно, что художественный руководитель Мариинки Валерий Гергиев называл балет «Золотой век» «загадочной, спорной работой Шостаковича, опусом с несколькими неизвестными, который скорее очарует, чем разочарует публику».
– В отношении музыки, сейчас настало время делать Шостаковича по оригиналу – пишет он. – Нужно опираться на музыкальный материал. Я против такого отношения, когда партитура искажается на 40–60 процентов, подобно тому, как это делалось 20–30 лет назад. Я не считаю себя настолько крупным деятелем,  чтобы вот так «лечить» Шостаковича!
А. Пахмутова – автор популярных песен о спорте
Одна из самых известных в стране композиторов-песенников Александра Пахмутова окончила Московскую государственную консерваторию по классу выдающегося композитора профессора В. Я. Шебалина, а после аспирантуру с диссертацией на тему «Партитура оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила».
Александра Пахмутова работает в разных жанрах. Её перу принадлежат произведения для симфонического оркестра, сочинения кантатно-ораториального жанра, на ее музыку в Государственном академическом большом театре был поставлен балет «Озарённость». А. Пахмутовой принадлежит музыка к двум десяткам кинофильмов. В этом ряду также стоят и киноленты о спорте: «Баллада о спорте», «О спорт, ты — мир!» (картина, созданная по заказу Международного олимпийского комитета, посвященная Олимпиаде-80 в Москве) и др.
Спорт – одна из излюбленных тем песенного творчества А. Пахмутовой: здесь – «Орлята учатся летать», «Герои спорта», «Трус не играет в хоккей», «Команда молодости нашей», «До свиданья, Москва!» (прощальная песня Олимпиады-80). Большинство из них написано на стихи Н. Добронравова. Приведем несколько четверостиший:
Шествуй на Олимп гордо,
К солнечной стремись награде.
Ради красоты спорта,
Родины своей ради!

Или:
Мы верим в героев спорта.
Нам победа, как воздух, нужна…
Мы хотим всем рекордам
Наши звонкие дать имена!

Между тем сегодня, когда весь мир аплодирует героям Олимпиады и Паралимпиады в Лондоне, с особой нежностью вспоминается «Гимн Московской олимпиады-80» А. Пахмутовой:
Пожелаем друг другу успеха,
И добра, и любви без конца…
Олимпийское звонкое эхо
Остаётся в стихах и в сердцах.

Подготовила Наталия Белага

 
 
< Сентября 2012 >
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.