СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Жемчужины барокко Печать
31.05.2012 09:32

20 мая в органном зале ХШМиЮ «Дубна» в исполнении солистов московской барочной капеллы «Золотой век» Алексея Шевченко (орган) и Александра Листратова (барочная виолончель) прозвучали редко исполняемые, малоизвестные широкой публике произведения Пьетро Бони, Георга Бема, Доменико Габриэли, Жана Рамо  и более  популярные сочинения Антонио Вивальди и Иоганна Себастьяна Баха.

Музыканты в  легкой, непринужденной манере сами вели концерт, завораживающе интересно рассказывая о композиторах и исполняемой музыке.

Слово «барокко», пришедшее из португальского языка и означающее «жемчужина неправильной формы», дало имя вычурному, преувеличенно эмоциональному стилю в искусстве.

Барочная виолончель Александра Листратова –  уникальный старинный инструмент, без шпиля, с жильными струнами, смычком, по форме напоминающим охотничий лук, и грифом в виде головы льва –  была создана 300 лет назад немецким мастером Якобом Штайнером.  Инструменты Штайнера до ХХ века ценились выше, чем  скрипки и виолончели, сделанные итальянскими мастерами Страдивари, Амати, Гварнери. Сейчас подлинные инструменты этого мастера – огромная редкость. Когда в Вене в 2003 году проводили выставку Штайнера, по всему миру удалось найти всего 18 его инструментов.

Благодаря уникальности  инструмента, прекрасной акустике органного зала и мастерству  исполнителя Александра Листратова его виолончель говорила со слушателями доверительно тепло, проникновенно, исповедально. Современный орган  и старинная виолончель  в сочетании звучали  нетрадиционно, но очень гармонично.

В первом отделении концерта  были исполнены сонаты для виолончели и бассо континуо Пьетро Бони и Антонио Вивальди. Пьетро Гаэтано Бони – итальянский священнослужитель, композитор,  виртуоз виолончелист, работавший в Лондоне  в оркестре Георга Фридриха Генделя. Антонио Вивальди известен, в основном, как автор концертов «Времена года», хотя он написал  около 500 концертов, 100 сонат, 40 опер, светские и церковные кантаты, серенады, камерные вокальные сочинения.  Авторство некоторых произведений Вивальди приписывали И.С. Баху, т.к. Бах сделал много транскрипций (переложений) музыки Вивальди для органа.  Одно из таких наиболее  известных произведений – концерт для органа ля минор Вивальди-Баха – исполнил Алексей Шевченко.  Живой интерес у публики вызвали три пьесы Жана Филиппа Рамо «Курица», Ария Зефира из балета «Галантные Индии» и «Циклопы», ярко и образно исполненные Алексеем Шевченко.

Во втором отделении концерта прозвучали две хоральные прелюдии «Иисус Христос наш Спаситель», «Прииде язычников спаситель», прелюдия и фуга ля минор для органа И.С.Баха, хоральная прелюдия Георга Бема, авторство которой до недавнего времени приписывали Баху. Также во втором отделении прозвучали произведения для виолончели соло «Ричеркар» («поиск») Доменико Габлиэле, соната для виолончели и бассо континуо ре мажор Сальваторе Ланцетти – одного из последних представителей эпохи позднего барокко. На бис музыканты исполнили сицилиану из сонаты для виолончели и органа А.Вивальди. Слушатели высоко оценили тембральное благородство звучания инструментов, высочайший профессионализм, энциклопедические знания, безупречный вкус и стилистически выразительную манеру исполнения Алексея Шевченко и Александра Листратова. Прекрасному впечатлению даже не помешала одна западающая клавиша органа, которую пришлось отключить во время антракта. Зрители с большим любопытством наблюдали за этой интригующей процедурой.

В заключение руководитель капеллы «Золотой век» Александр Листратов пригласил всех желающих приехать на следующий концерт «Италия прекрасная и неизвестная», который состоится в Римско-католическом кафедральном соборе в Москве с участием выдающегося органиста и клавесиниста современности профессора Миланской консерватории Марко Росси.

Маргарита Арабей

 
 
< Мая 2012 >
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30      
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.