Сразу в десятку Печать
18.04.2012 11:00

«Я на сцене терпелива, я на сцене отдыхаю! А на репетиции – ого-го-го!» – так шутливо начала разговор Ольга Ивановна Миронова, художественный руководитель и дирижер хоровой капеллы мальчиков и юношей «Дубна», заслуженный работник культуры Российской Федерации. В руках она держала роскошный букет и светилась радостью.

Концерт «Весенние голоса» собрал 7 апреля в органном зале ХШМиЮ «Дубна» такое количество зрителей, что места всем не хватило, и пришлось расставлять скамейки в холле. Но даже из холла было великолепно слышно, как чисто и красиво звучат мальчишек голоса.

А ведь среди выступавших мальчиков и юношей были, как их называет Ольга Ивановна, птенцы. Одни отзанимались полгода, другие и того меньше – три месяца. «Птенцы» не подкачали. Хорошая школа преподавания и наглядный пример хористов-«ветеранов» сыграли добрую службу.

О мастерстве хористов говорит сам репертуар концерта: «Аве Мария» (Л. Луцци), «O, Fortuna» (К. Орф), «Аллилуйя» (Г. Гендель). Блистали солисты Даниил Урсу, Евгений Векличев, Николай Пацюк. Когда они вместе исполнили произведение «Нежность женщины» (муз. З. Бинкин, слова В. Петрова),  в зале раздались крики «Браво!». Щедрых аплодисментов удостоился также  солист Евгений Векличев за яркое исполнение русской народной песни «Уж как пал туман».

Педагоги ревностно следили за чистотой звуков, ведь в каждого из «птенцов», как оперившихся, так и неоперившихся, они вкладывали силы и душу. Слушатели же просто наслаждались красотой музыки и ангельскими голосами. Вокальные данные каждого в отдельности и всех вместе особенно удачно продемонстрировало произведение  С. Рахманинова «Вокализ». Впервые хор включил его в свой репертуар.

В разговоре после концерта Ольга Ивановна призналась, что серьезно относиться к репертуару ее научила Ольга Николаевна Ионова – ее педагог. Человек интеллигентный, с тонким вкусом, она говорила, что подбор репертуара не должен быть случайным.

Вторую аксиому Ольга Миронова вывела сама – произведение должно звучать так убедительно, чтобы ни одна мелочь, ни одна «краска» не оставалась в тени.

Когда смотришь на сцену, где так слаженно и без изъяна звучит хор, не устаешь восхищаться мастерством педагогов-музыкантов и дирижера. В хор принимают всех детей (это же не консерватория, где строжайший отбор), музыкальное дарование у ребят разное. Какой силой педагогам удается каждого дотянуть до высокой планки мастерства? И не только мастерства исполнения. Духовная музыка, которой так много в репертуаре ХШМиЮ «Дубна», предполагает богатый духовный мир, высокий интеллект исполнителя. Откуда это у юных мальчишек?  Ответ на поверхности – от школы преподавания, которой в совершенстве владеют педагоги и руководитель. Вот почему в городе таким признанием пользуется ХШМиЮ «Дубна». Здесь не только обучают музыкальной грамоте, пению и игре на инструментах, здесь пробуждают лучшие качества личности, способствуют формированию нравственных устоев, развивают внутренний мир ребенка, наконец, приобщают его к культуре в широком ее понятии.

Спрашиваю Ольгу Ивановну, каково ей приходится с мальчишками. Отвечает, что с ними, с одной стороны, труднее, чем с девочками: похвалишь ученицу за ее красивый бантик в косе, и она твоя, а мальчишек бантиком не проведешь.  Чтобы удержать их внимание, надо четко формулировать и ставить задачу, требовать четкого ее выполнения. Бить, как говорится, сразу в десятку. С другой стороны, юные мужчины не так обидчивы, как девочки, хотя, разумеется, очень ранимы, и это тоже надо учитывать. Кстати, на фестивале в Англии, в котором хор участвовал в прошлом году, из 58 дирижеров женщин было лишь двое…

За два дня до нынешнего отчетного концерта хор вернулся из Чехии, где пел все 11 дней путешествия. Мальчики переполнены впечатлениями. А впереди их ждут новые выступления. С 28 апреля по 1 мая в Москве в большом зале консерватории им предстоит покорять сердца жюри (и зрителей) в конкурсе  «Звучит Москва». Пожелаем им успеха.

Светлана Кутузова