СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Волшебник сценического пространства Печать
12.01.2012 07:07

Дом культуры «Мир» ОИЯИ в 2011 году отметил свое 55-летие. За эти годы ДК «Мир» стал настоящим культурным центром города. Его просветительская работа заметно повлияла на формирование культурно-эстетического климата Дубны.

 

Важно то, что этот климат создавался не только в русле указаний и предписаний руководителей тех учреждений, в чьих ведомствах находился и находится ДК «Мир» – профсоюзного комитета среднего машиностроения (до 1993 г.) или ОИЯИ. В такой же мере он напрямую связан с масштабом  и культурным багажом личности, возглавляющей Дом культуры. За полвека на этом посту сменилось восемь человек, и, практически, все это время ДК «Мир» в полном объеме выполнял свои функции.

 

Легендарные музыканты, крупнейшие оркестры, выдающиеся вокалисты, интереснейшие художественные коллективы России находили и находят в ДК «Мир» самый горячий прием. Помимо этого, организованные в ДК всевозможные выставки работ отечественных и зарубежных художников и фотографов, неизменно привлекают дубненских ценителей. Деятельность руководителей ДК «Мир» не менее активно способствует организации различных студий и кружков: в них реализуют свои творческие возможности любители всевозможных видов искусства – от хорового и сольного пения до хореографии и театра.

С 2003 года директором ДК «Мир» является Сергей Генрихович Ферджулян. Стоящий во главе династии режиссеров, актеров и других творческих профессий  (Гурген, Марина, Карен, Ксения Ферждулян), он в полной мере продолжил традицию предшествующих руководителей. Помимо этого, сам Сергей Генрихович отлично владеет искусством престидижитации. Будучи членом Всероссийской ассоциации иллюзионистов, он представлял Россию на международных конгрессах фокусников в Швеции (2006 г.), Китае (2009 г.), неоднократно выступал на центральных каналах телевидения.

В рамках празднования юбилея ДК «Мир», наш корреспондент побеседовала с его нынешним директором.

Режиссерская мастерская

– Сергей Генрихович, расскажите, где Вы учились и как оказались в Дубне?

– Окончил я Московский институт культуры, получил диплом по специальности «режиссер театрализованных представлений». В период учебы проходил стажировку под руководством известных режиссеров Москвы. Параллельно занимался сценической манипуляцией. Вместе с младшим братом Гургеном участвовал в организации представлений в Колонном зале Дома союзов и в Кремлевском дворце съездов. На этих мероприятиях мы выступали и как артисты. Именно там нас увидели члены правления ДК «Мир» и пригласили на работу в Дубну. Приехали мы сюда в 1985 году. Свою деятельность в ДК я начал как заведующий молодежным отделом, в 1993 году был назначен заместителем директора. В этой должности я проработал 10 лет.

– А была ли у Вас возможность проявить себя в Дубне в качестве режиссера?

– Режиссерской работы всегда более чем достаточно. К примеру, в народном театре ДК «Мир» я поставил пьесу Александра Гельмана «Скамейка» и несколько спектаклей по французским новеллам XX века. Тогда же в театральной студии завода «Атолл» сделал спектакль по произведению Леонида Филатова «Сказ про Федота-стрельца». В тот период поставил также представления для детей по мотивам различных сказок. Получились очень забавные обозрения… Были и более масштабные проекты, где я выполнял режиссерскую работу. Важно, что в этот момент рядом оказались единомышленники, коллеги и друзья, в числе которых в первую очередь была директор ДК «Мир» Белла Тимофеевна Бикбова. Без их участия вряд ли бы получилось что-либо значительное. К примеру, в конце 80-х мы устраивали на месте бывшего памятника Сталина празднование Дня молодежи. Было непросто организовать представление, которое длились более 12 часов – с 2 часов дня до 4 утра.

Из крупных мероприятий вспоминаются также празднования Дня города 1996–1998 годов и многочасовые встречи на Молодежной поляне с участием наших рок-групп. Вспоминается, как пришлось проявить инициативу и во время празднования юбилея ОИЯИ в 1996 году. Тогда нашей целью было организовать на сцене полномасштабное действо, однако при этом предполагалось, что в нем примет участие и наш симфонический оркестр. Сцена – пространство достаточно ограниченное, и тогда я предложил демонтировать первые два ряда кресел, устроив оркестрантов прямо в зале у сцены. Получилась имитация оркестровой ямы. До сих пор этот прием мы используем во время выступления больших хоровых коллективов.

Были и другие режиссерские работы. Так в период антиалкогольной компании мы осуществляли такой проект как «Молодежная помолвка»: собирали по несколько пар, подавших документы в ЗАГС на регистрацию брака, и устраивали для них безалкогольные праздники с привлечением дубненских артистов. Проект пользовался большим успехом. В тот период были популярны и организованные нами праздники дворов. Вместо помпезного всеобщего праздника города, мы устраивали в разных районах города концерты, на которых выступали коллективы ДК. Ко всем торжественным мероприятиям, за которые несу ответственность, я отношусь скрупулезно. Этот же принцип использую и при организации интернациональных вечеров, в проведении которых основная инициатива принадлежит международному отделу и руководителям национальных групп ОИЯИ. Только за последнее время у нас состоялись вечера, посвященные Дням Румынии, Украины, Польши, Грузии Армении, Азербайджана, Монголии, Польши, Болгарии. В подготовке этих праздников большая роль принадлежит заведующей отделом ДК Марине Ферджулян.

От утренников до рок-концертов

Как ни странно, но самым сложным для нас является организация театрализованных интерактивных представлений для детей. Конечно, в этом деле мне помогает опыт, приобретенный еще в середине 80-х, когда приходилось ставить интернациональные детские праздники в «Артеке» и «Орленке». Но это не снимает напряжения при работе над спектаклями. Особое отношение у нас к сценариям, сделанным для новогодних представлений. В их создании участвует большинство наших сотрудников. Приходится учитывать их опыт и обращаться к их таланту. Зачастую их мнение является решающим – в конце концов, именно им приходится воплощать на сцене и в зале то, что придумано. Чрезвычайно важной составляющей спектакля является подходящая к сюжету музыка – работу звукорежиссера я выполняю сам.

– Известно, что Вы большой поклонник джазовой и рок-музыки. Влияет ли это на вашу работу?

– Естественно влияет! В связи с этим вопросом тут же вспоминается скандал, который разразился после выступления в ДК группы «Алиби». Времена были другие, а ребята из «Алиби» спели песни на тексты, не прошедшие советскую цензуру. Из-за этого меня тогда вызвали в горком партии и основательно «промыли мозги». Спасло то, что я был молодым специалистом… Кстати, мое увлечение джазом и роком привело к близким контактам с представителями Москонцерта. Благодаря им удалось пригласить в Дубну интересные джаз-группы, среди которых канадская «Макферсен и друзья», немецкая джаз-рок-группа «Модерн сол джаз», квартет Даниила Крамера. Личные симпатии мне помогали приглашать сюда не только музыкантов. К примеру, знакомство с Сергеем Юрским и его супругой Натальей Теняковой помогло организовать их гастроли в Дубне.

– В ДК «Мир» регулярно проходят всевозможные вернисажи. Выставляются работы не только начинающих, но и маститых фотографов и художников. Была ли выставка, вызвавшая большой общественный резонанс?

– В 1992 году в помещении нашего ДК состоялась выставка картин Николая Рериха под названием «Гималаи». Она продолжалась неделю. И все время, включая ночные часы, там проводились экскурсии. В заключение, мы, чтобы порадовать спонсоров и меценатов, привезших в Дубну это чудо, устроили концерт с участием коллективов нашего города. Назвали его «День благодарения».

О благотворительности и дружбе

– Скажите, а занимаются ли коллективы  ДК «Мир» благотворительностью?

– Занимаются регулярно. Так с 1994 года у нас для детей с ограниченными возможностями проводились театрализованные представления под названием «Вера, надежда, любовь». На эти вечера приходили священнослужители, которые вместе с ними открывали эти мероприятия. По моей просьбе приезжали и артисты московского «Театра иллюзии», которые выступали для детей. До последнего времени мы сотрудничали с хорошо известной в городе Людмилой Сеннер, под руководством которой ее подопечные принимали участие в этих представлениях... Благотворительностью коллективы ДК «Мир» занимаются регулярно и в настоящее время. В частности, в этом году прошел благотворительный вечер в дубненском детском доме, где я выступал вместе со студентами университета «Дубна». Показывал детишкам фокусы. Приглашали прийти еще раз!

– У нас в городе два дома культуры, есть ли между ними какие-либо контакты?

– С Дворцом культуры «Октябрь» нас связывает многолетняя дружба. У нас за плечами фестивали, на которых совместно выступали наши театральные коллективы, вместе мы проводили всевозможные дискотеки и музыкальные ринги. К тому же мы часто приглашаем коллективы ДК «Октябрь», чтобы они украсили вечера, проходящие у нас. А в этом году на юбилее «Октября» с поздравлениями выступали и мы. Хоровой коллектив ДК «Мир» «Кредо» исполнил  джазовую песню, которую подготовил Эдуард Поляков. Помимо них поздравил «Октябрь» и я – показал номер из программы, с которой выступал на Международном конгрессе фокусников в Китае.

Беседу вела Белла Энн

 
 
< Января 2012 >
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.