СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Торжество режиссуры Печать
17.11.2011 07:33

13 ноября на сцене Органного зала ХШМиЮ «Хоровой театр Бориса Певзнера» представил на суд дубненцев три композиции: «Лирические сатиры» – концерт в лицах в 7 частях Ефрема Подгайца, «Сатиры» – 5 романсов для голоса и фортепиано Д. Шостаковича на стихи Саши Черного и «Песни сердца» – концерт-рапсодия на еврейские народные темы Эдуарда Фертельмейстера.

Столичный «Хоровой театр «Альтона» отмечает свое двадцатилетие. Созданный в 1981 году заслуженным деятелем искусств России профессором Борисом Певзнером, он с самого начала имел собственное направление – объединил солистов в ансамбль, который выступает в особом жанре – «концерт в лицах». Все актеры театра «Альтона» имеют отличную вокальную школу, обладают высоким профессиональным мастерством и харизмой, а потому каждый представленный ими номер – великолепный мини-спектакль.

«Лирические сатиры» Е. Подгайца и «Сатиры» Д. Шостаковича, созданные композиторами на тексты С. Черного, сделаны режиссером непринужденно, с иронией и озорством. Актеры, отдаваясь заключенным в музыке страстям, столь органично демонстрировали слияние музыкальной и пластической сторон своих дарований, что казалось, будто они рождены для исполняемых партий.

Театрализация «концерта в лицах» Е. Подгайца привлекла зрителей в какой-то мере даже ехидной режиссерской выдумкой. Б. Певзнеру оказался близким весь перекошенный мир, заключенный в творениях Саши Черного, включающий в себя и обыденность невероятного, и сатиру, как социальную, так и бытовую. Между тем, и композиторов вдохновили слова, вроде «проклинаю чернильницу и чернильницы мать», «навстречу шел бифштекс в нарядном женском платье». Они-то и привели к рождению циклов, воистину фарсовых по своему музыкальному языку. Особенно ярко комизм «Сатир» проступал в тот момент, когда вышеизложенные «перлы» излагались языком высокой музыкальной классики. Зал буквально «заходился» от аплодисментов, особенно в тот момент, когда эти нелепые с точки зрения высокого литературного «штиля» строчки актеры интонировали на манер экзальтированных лирико-драматических оперных арий.

К слову, Д. Шостакович, создав свои «Сатиры» в 1960 году, посвятил их выдающейся советской певице Галине Вишневской. На прошедшем концерте, исполнявшая их лауреат международного конкурса Лариса Лазарева в определенной мере ориентировалась на вокальную манеру знаменитого российского сопрано. Возможно, это было бы недостаточно убедительно, не будь обаяние Л. Лазаревой и ее вокальные данные столь значительны.

Особняком в данной программе стоял концерт-рапсодия Эдуарда Фертельмейстера. Созданный на основе старинных еврейских песен, дополненный темами из «Поминальных молитв» и авторскими фрагментами, он производил впечатление единого сочинения.

12 частей «Песен сердца» были объединены единой стилистикой, помимо этого, в них прослеживались черты сквозного развития – свидетельство подлинного таланта автора, владеющего всеми тайнами композиции, а также обладающего глубоким знанием старинной национальной музыки. Столь же отменное чувство меры и подлинный вкус отмечался и в подходе к этому материалу со стороны певцов театра и пианистки – Елены Гречниковой, которая на протяжении всего вечера держала актеров в «тонусе», ритмически и стилистически их организовывала, не позволяла заблудиться в импровизационных дебрях.

Встреча с артистами «Хорового театра Бориса Певзнера» доставила дубненцам огромное удовольствие, она стала своего рода пиком начала музыкально-театрального сезона, который обещает им и дальнейшие встречи с выдающимися  российскими и зарубежными исполнителями.

Наталия Белага


Ефрем Подгайц – заслуженный деятель искусств России, лауреат премии города Москвы, член правления Союза московских композиторов, профессор, заведующий кафедрой композиции Московского государственного музыкально-педагогического института им. Ипполитова-Иванова.

Автор более 200 сочинений (опер, мюзиклов, балета, симфонических, камерных, хоровых, вокальных произведений), широко исполняемых на фестивалях, конкурсах и концертах в России, Украине, Франции, Германии, Великобритании, Италии, Венгрии, Японии, Швейцарии, Хорватии, США, записанных на пластинках и компакт-дисках, музыки к кинофильмам и спектаклям.


Эдуард Фертельмейстер – заслуженный деятель искусств, народный артист России, лауреат премии Нижнего Новгорода, является автором как крупных музыкальных произведений: симфоний, сюит, так и нескольких мюзиклов, а также музыки более чем к 90 драматическим спектаклям. Его произведения исполняются по радио и телевидению, входят в постоянный репертуар концертных коллективов. С 1996 года он – ректор Нижегородской государственной консерватории имени Глинки.

 
 
< Ноября 2011 >
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.