СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

15 секунд – и вся жизнь Печать
18.08.2011 07:39

Талантам нужно помогать, а бездари и так пробьются. Администрация подмосковного  Красногорска следует этому принципу и поддерживает скульптора Евгения Воробьева, который с благодарностью на это откликается, украшая родной город необычными скульптурами. Есть чему нам поучиться.



В этом году в Берлине на Днях славянской культуры  работа скульптора из подмосковного города Нахабино  Евгения Воробьева заняла первое место в номинации «Классическая круглая скульптура».

Стиль – классика

Евгений Воробьев – не типичный представитель мира искусств: не пьет, не курит, не увлекается обнаженной натурой. На его взгляд, скульптор должен иметь трезвый взгляд и твердую руку. Иначе ничего не получится.

Таким «правильным» он стал не сразу, а с тех пор, как увлекся скульптурой. Ни художником, ни, тем более, скульптором Евгений быть не собирался. Родом из небольшой подмосковной деревни, из семьи, не имевшей никакого отношения к изящным искусствам, после школы вместе с другом предпринял попытку поступить в медицинский институт. Потерпел неудачу, а тут – армия.

Срочную службу проходил на Дальнем Востоке, после которой решил поступить в транспортно-авиационное училище. Но подвело зрение: врачи Женю к учебе не допустили. Вернувшись домой, устроился плотником на деревообрабатывающий комбинат в Нахабино.

Работа работой, а его все время тянуло рисовать. Брал куски оргалита, обтягивал простынями и писал гуашью картины. Директор частной художественной школы, где Женя учился, посоветовал обратиться к народному художнику России Сергею Казанцеву.  Именно благодаря этому человеку, как считает Евгений, его судьба изменилась. Он открыл для себя скульптуру, увлекся ею, и, в итоге, поступил в  Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова.

Дойдя до третьего курса, Женя  бросил учебу. Женитьба, по поводу которой очень переживал его учитель Сергей Казанцев, считая, что она помешает молодому дарованию развиваться, а потом рождение сына – эти обстоятельства привели в итоге к уходу из института.

Конечно, можно было и академический отпуск взять, и позже, когда многие житейские вопросы были решены, восстановиться, но молодой скульптор, поначалу сожалевший о том, что бросил вуз, со временем мысль о продолжении учебы оставил

Мастерство создания скульптуры Женя  постигал и продолжает постигать на практике, изучая опыт великих мастеров, внимая советам Сергея Казанцева,  прислушиваясь к мнению Ивана Ефимкина, замечательного местного художника-ветерана,  с которым подружился. В своем творчестве Евгений Воробьев придерживается принципов классической традиционной скульптуры. Рассуждая по поводу  абстракции, молодой скульптор говорит:

– Среди авангардной скульптуры, конечно, есть интересные работы, но иногда смотрю на некоторые произведения и думаю: «Как человек на трезвую голову способен подобное сделать и как это может воспринимать нормальный зритель?! Ведь некоторые творения и язык не поворачивается назвать искусством».

Для Жени все лучшее, что создано в скульптуре, делится на три этапа: время великолепного древнегреческого скульптора  Фидия,  эпоха Возрождения с великим Микеланджело и наша эпоха с потрясающим французом Огюстом Роденом. Молодой скульптор в своем творчестве старается равняться на них, считая, что ничего лучшего в мире после этих гениев пока не создано.

Ему очень симпатично и такое направление, как  соцреализм. Используя его принципы, он, например,  выполнил проект для Министерства туризма, спорта и молодёжной политики РФ, включающий панно с фигурами бегущих спортсменов.

Талант нуждается в поддержке

Хлеб скульптора не из легких. Так, наверное, было во все времена. Чтобы тебя заметили, пошли заказы, появилась возможность зарабатывать, а, значит, больше заниматься искусством для души, а не на потребу заказчикам,  надо чаще участвовать в различных выставках, конкурсах. А это, как известно, дело затратное.

Скульптору, в отличие от живописца, который может писать свои картины в небольшом помещении, не обойтись без мастерской. И материалы для создания скульптур стоят немалых денег. К этому надо добавить затраты по доставке скульптуры к месту проведения конкурса или выставки, что тоже недешево. Поэтому без посторонней финансовой поддержки скульптору, да еще из небольшого  города, не обойтись.

Принцип «Талантам нужно помогать, а бездари и сами пробьются» сегодня актуален, как никогда. Евгений Воробьев благодарен администрации Красногорского муниципального района Московской области, где всегда с готовностью откликаются на его просьбы о помощи с участием в той или иной выставке, конкурсе. Со своей стороны талантливый скульптор еще ни разу не уронил престиж родного района: его работы неоднократно получали  различные награды.

В 2009 году на выставке «Традиции и современность» Евгений удостоился премии «Лира». В прошлом году стал лауреатом конкурса «Наше Отечество», проходившем в Манеже,  и сейчас готовится к следующему конкурсу, который пройдет в 2012 году. Уже в этом году в Берлине во время проведения Дней славянской культуры  работа «Козьма Прутков»  заняла первое место в номинации «Классическая круглая скульптура».

Кстати, на художественной выставке в Манеже Евгений выиграл первое место в номинации «Аплодисменты жюри» за свою работу «Город ангелов». Она создана в рамках программы, подготовленной для благоустройства городской среды на уровне первого этажа.  По замыслу автора оригинальные фигуры ангелов должны были украсить улицы Красногорска, создавая у жителей хорошее настроение. Но помешал экономический кризис, поэтому программа так и осталась нереализованной.

Памятники и скульптурные композиции Евгения Воробьева стоят и в Московской области, и за ее пределами. На территории, где дислоцируется 46-я бригада внутренних войск МВД РФ, в Грозном в дар от Красногорского района установлен памятник «Во славу российского воинства» работы Евгения Воробьева. Есть в Грозном и ещё одна его работа - икона Казанской Божьей Матери из искусственного камня, которую Евгений подарил православному храму.

На территории 5-го Центрального военного госпиталя ВВС в Красногорске для здешнего храма молодой скульптор изготовил икону св. целителя Пантелеймона. В Тверской области в Завидово рядом со святым источником установлена большая скульптурная композиция, центральное место которой занимает изображение Николая Чудотворца.

Немало работ Евгения посвящены Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов. Среди них - большая памятная стела в легендарной деревне Нефедьево в Красногорском районе. Государственная Академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И.Скрябина обратилась к Евгению Воробьеву с просьбой создать памятник животным, которые внесли свою лепту в дело Великой Победы. Сейчас скульптор работает над будущей композицией.

К конкурсу «Наше Отечество» Евгений собирался создать Триумфальную арку Победы 1941 – 1945 гг., но на время эту идею отложил. Ждут своего часа еще два проекта Евгения Воробьева, которые он передал на рассмотрение в администрацию Красногорского района: проект Аллеи героев Советского Союза и проект памятника заслуженному хоккеисту, мастеру спорта, пятикратному чемпиону мира и заслуженному тренеру СССР Евгению Папугину.

Работа на идею

На взгляд Евгения, жизненные обстоятельства для него складываются удачно. Бросив учебу, бывший студент некоторое время работал в одной из столичных реставрационных мастерских. Когда понял, что серые будни затягивают, не остается места для творчества, решил уйти с работы. И именно в тот день, когда принял решение, получил большой заказ. Для его выполнения нужна была частная мастерская.

И практически одновременно Евгения Воробьева пригласили на выставку представлять свои работы от Московской области. Для подготовки к выставке была выделена мастерская. Потом еще одна, уже большей площади, когда началась подготовка к очередному конкурсу.  Сейчас у Евгения  скульптурная мастерская в технопарке «Нахабино». Здесь он занимается монументальной и станковой скульптурой, памятниками,  мемориалами. Но мечтает о том времени, когда переедет в  собственный дом (его он уже практически построил в Волоколамском районе), где у него будет своя мастерская.

Несмотря на жизненную необходимость брать частные заказы, Евгений  старается работать, что называется, на идею. Если, занимаясь коммерческими проектами, он вынужден выполнять требования заказчиков, то некоммерческие работы – это полная свобода творчества. К ним относится скульптура «Козьма Прутков».

Евгений часто приводит цитаты этого литературного персонажа. Козьма Прутков, как объясняет Женя, хоть и собирательный образ, но так хорошо описан современниками, так прекрасно передан через афоризмы его характер, что скульптор  хорошо представлял своего героя. Наверное, потому он и получился таким живым и реальным.

Кстати, Евгений Воробьев в этом году в качестве награды поэтам – победителям конкурса Всероссийского регионального фестиваля-конкурса народного творчества «Пою тебе, земля моя» планирует вручать  небольшие копии скульптуры «Козьма Прутков». Он вообще очень трепетно относится к поэтам. И своим маленьким сыновьям прививает любовь к поэзии. Семилетний Даниил  увлекается стихами Сергея Есенина, а четырехлетнему  Егору по вкусу  Владимир Маяковский.

А еще Евгений успевает увлекаться археологией. Он – вице-президент историко-археологической организации в Нахабино. Здесь создан музей находок участников археологических экспедиций.

Неравнодушен молодой скульптор и к философии. Видимо, поэтому и возникла идея скульптуры философа Владимира Соловьева, над которой Евгений Воробьев сейчас работает.

– Интересный, но сложный образ, – признается скульптор. – Прежде чем начать его лепить, полгода обдумывал, каким он должен быть.

В скульптуре надо, на взгляд Евгения, больше внимания уделять пластике. Слепить что-нибудь, по словам Жени, не составляет особого труда, но важно передать движения, эмоции. Он мечтает в будущем создать такую же мощную и эмоционально сильную скульптурную работу, как , например,  «Врата ада» Родена: множество фигур, образов, характеров.

Количество своих работ Евгений никогда не подсчитывал. Иногда придет идея в голову, сделает из пластилина набросок, оставит на время, а потом, если для очередного проекта понадобится пластилин,  может фигурку и сломать. Так что, с учетом таких пластилиновых скульптур, можно насчитать сотни работ. Вот только жена обижается: до сих пор нет ни одного ее скульптурного портрета.

Когда Евгения спрашивают о том, сколько времени ему нужно, чтобы изготовить скульптуру, он приводит слова одного японского художника: «15 секунд и вся жизнь».

Елена БЫКОВА

Фото Сергея БЕЛЯНИНА

 
 
< Августа 2011 >
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.