Эти двое не могут друг без друга Печать
03.11.2010 11:56

Рассказывая о строительстве храма Рождества Иоанна Предтечи, мы называли одного из авторов проекта храма – Владимира Васильева. Но у всякого дитяти есть двое родителей. А у любого здания их даже больше – художник, архитектор, конструкторы.

 

С художником и иконописцем Владимиром Васильевым наши читатели немного знакомы («Встреча» №39 от 30.09.10 г.). Архитектора и конструктора храма Рождества Иоанна Предтечи сегодня представляет нашим читателям главный инженер проекта храма, директор фирмы «Строй-проект» Светлана Альбертовна Мухина.

– Когда мы работали над проектом храма Рождества Иоанна Предтечи (1997-1999 годы), подобных объектов еще не строили. В России не было даже нормативных документов по проектированию храмов. Они появились позже, когда культовые сооружения стали проектировать массово. Поэтому было сложно не только для нас, но и для архитекторов и экспертов. Архитектором храма Рождества Иоанна Предтечи и всего храмового комплекса стал заслуженный архитектор России Юрий Тихонович Рассадкин. Он человек верующий и любит православную архитектуру 17-18 веков.

– Люди заметили, что храм Рождества Иоанна Предтечи напоминает ярославские соборы, изображенные на тысячерублевой купюре…

– Да, если присмотреться к храму Рождества Иоанна Предтечи, то обнаружите, что он действительно очень напоминает храмы поволжских городов этой эпохи – церкви и соборы Ярославля и Костромы. Владимир Васильев нарисовал эскиз, а Юрий Тихонович по его эскизу разработал проект.

– От слова «нарисовать» до слова «построить» расстояние очень большое. А как далеко от эскиза до проекта?

– Проект от картинки отличается очень сильно: и архитектурные пропорции должны быть соблюдены, и нужно решить еще немало вопросов, о которых неспециалисты даже не задумываются. Скажем, акустика храма. Она складывается не только из соотношений длины, ширины и высоты здания, колонн и проемов. Тут значение имеет и то, как будут расположены в храме относительно друг друга основная масса прихожан и священник. В расчет идут особенности звуков, которые будут наполнять храм – хоровые распевы, пастырская или распевная речь. Влияют на качество акустики храма и материалы отделки интерьера.

Если говорить о красоте интерьера храма, то, например, размеры внутренних колонн нужно рассчитать так, чтобы и смотрелись они не тяжелыми, и чтобы иконы разумного размера можно было на них разместить. В общем, нюансов много. Архитектор сделал этот проект с душой и любовью. (Кстати, второй его проект в Дубне – вокзал «Большая Волга».)

– В какой момент работы над проектом заканчивается работа архитектора и начинается работа конструкторов?

– В проектной организации есть много разных специалистов, в том числе архитектор и конструктор. Архитектор задает планы, разрезы, фасады здания. А конструктор рассчитывает, как все это сделать, как армировать конструкцию, из какого кирпича строить, из какого бетона. То есть ведется проработка устойчивости конструкций, нарисованных архитектором. Потом прорабатывается схема вентиляции, отопления, электрики и так далее. Архитектор всегда работает в связке с конструктором. Потому что не все, что рисует архитектор, можно воплотить в жизнь. Фонтан можно сделать и на Луне. Вопрос, какой ценой. Так что целесообразность и выполнимость решения архитектора всегда анализируется в связке с конструктором. Эти двое не могут работать друг без друга.


Беседовала Наталия Теряева