СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Следствие вели химики Печать
19.03.2015 11:06

14 марта в университете «Дубна» прошло интерактивное шоу для старшеклассников «Следствие ведут химики». Мероприятие это для Дубны новое, но оно вполне может стать традиционным. Ведущей интерактивного зрелища была Любовь Николаевна Стрельникова, главный редактор журнала «Химия и жизнь», автор книги «Из чего всё сделано? Рассказы о веществе».

Любовь Николаевна оказалась блестящим оратором. Аудитория тоже не подкачала и благодарно отзывалась на вопросы лектора. Такое шоу Стрельникова проводит в разных городах и для разной аудитории. В Дубне редактор показала его впервые.

Присутствовал и наблюдал за шоу профессор МГУ, д.х.н. Генрих Владимирович Эрлих. Ассистировали ей преподаватели кафедры химии, новых технологий и материалов Т. Титова и Е. Орлова.

Аудитория составила больше сотни слушателей, в основном ребята  из 8-х – 10-х классов. Большинство –  школьники Дубны, также  приехали  20 ребят из Кимр, делегация из 38 человек  прибыла  из Лобни.

«Цель нашего мероприятия – привлечь умных детей, которые любят химию, интересуются современным естествознанием для обучения в нашем университете, – рассказал зав. кафедрой нанотехнологий и новых материалов, ученый секретарь университета «Дубна» Игорь Борисович Немчёнок. – В университете  реализуются две образовательные программы: «Химия» и «Химия, физика и механика материалов», которые готовят специалистов в области современного фундаментального материаловедения».

«Кражи, отравления, пожары, фокусы, убийства, обман… Интерактивное шоу вовлекает слушателей в расследование громких дел – исторических, криминальных, политических, связанных с искусством, с природой и повседневной жизнью, – гласила афиша. – Чтобы докопаться до истины, потребуется использовать свои знания, логику, умение мыслить и анализировать, высказывать самые смелые гипотезы, а также участвовать в экспериментах».

Итак, в ходе «химического следствия» рассматривались детективные дела: о бабочках, о побеге, о бриллиантах, о смерти Наполеона, о лесных пожарах, о погибшем полке, о картине Ван Гога «Подсолнухи», дело скупой хозяйки и даже «кровавое дело Голливуда».

Так, великий император Франции серьезно заболел из-за летучих соединений мышьяка, которым были окрашены обои в его комнате, но мышьяк не выделяется непосредственно в воздух, и если бы в начале 19 века не пренебрегали правилами гигиены, он остался бы жив. К сожалению, плесень на стенах испортила дело.

Открылась с новой стороны еще одна историческая личность: Джакомо Казанова, который, оказывается, был одним из образованнейших людей своего времени. Запертый в Венеции во дворце дожей, он сумел за две недели сделать подкоп в мраморном полу. Старшеклассникам удалось, хоть и не с первого раза, разгадать  эту тайну: мраморные плиты были соединены известковым раствором, который Казанова обильно поливал уксусом. Уксус он постоянно требовал у тюремщиков, жалуясь на недостаточную функцию желудка…

Почему воры не нашли бриллиантов в богатом доме, хотя перерыли его сверху донизу? Потому что бриллианты «чистой воды» лежали на самом видном месте – в стакане… Любовь Стрельникова здесь в качестве иллюстрации поставила т. н. модельный эксперимент – участникам было предложено поискать бриллианты в прозрачной колбе с водой. Они действительно нашли там кое-что, но не ограненные камни, а гидрогель, на 99 % состоящий из воды. Кстати, знаете ли вы, какое вещество из трех наиболее устойчиво к воздействию внешней среды: бриллиант, кристалл Сваровски или фианит? Если не знаете, то намекнем: бриллиант может сгореть, а кристалл – разбиться…

Зрелищным было и показанное ученикам окрашивание пламени от солей разных металлов всякий раз в свой цвет. Этот эффект положен в основу фейерверков.

Наконец, перед глазами участников действа был разыгран драматический момент: «ранение» предплечья «Жана Рено», вызванного из зала, при помощи специальных реактивов, как в кино.

Узнали присутствовавшие  и о том, что есть тайны, которые только предстоит разгадать ученым: например, сейчас актуален вопрос, как сделать яркие, красочные, невыцветающие наноматериалы без помощи красителей (т. н. системное окрашивание).

Еще одна прикладная задача, которую необходимо будет решить будущим поколениям химиков – как остановить процесс «позеленения» многочисленных картин Ван Гога «Подсолнухи»? Дело в том, что использованный гениальным мастером краситель хромат свинца имеет уникальное свойство – при взаимодействии с кислородом воздуха происходит не окисление его, как у всех прочих веществ, а… восстановление! Таким образом, тот, кто сможет обратить процесс  вспять или хотя бы остановить его, оставит свой след в мировой культуре и науке.

Сложно предсказать пока, кто из присутствовавших станет через год-два  студентом университета «Дубна» или других вузов, где преподают химию, но уже одно то, что подростки покидали зал с горящими глазами, говорит о многом. Например, о том, что лектор наглядно доказала: наука, поданная под соусом развлечения, может быть нисколько не менее захватывающей, чем выдумка писателя-детективщика и может казаться не менее волшебной, чем сказка!

«За эти полтора часа вы практически не обращались к своим гаджетам», – отметила Любовь Николаевна в заключение встречи со школьниками. Это показатель того, что лектору удалось безраздельно захватить умы слушателей.

Мария Ларионова

Фото Марины Ломовой

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.