СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

На предприятии живы традиции Геннадия Строгова Печать
29.05.2014 11:44

31 мая исполнится три года, как ушел из жизни почетный гражданин Дубны, 24 года руководивший Дубненским пассажирским автотранспортным предприятием, теперь известным как ОАО «РАТА», Геннадий Михайлович Строгов.

Отдавая дань памяти инициатору и создателю многих передовых современных направлений в области общественных автоперевозок в городе, мы беседуем с его сыном и преемником на посту руководителя  предприятия  Алексеем Геннадьевичем Строговым, который рассказал о некоторых интересных проектах, задуманных и реализованных Г.М. Строговым  в автотранспортном предприятии.

Маршрутные  перевозки: от идеи до воплощения

В этом году 15 лет исполнилось компании  ООО «РАТА ­ Экспресс», занимающейся регулярными междугородними и городскими регулярными пассажирскими перевозками по нерегулируемым тарифам (так называемые «маршрутки»), одним из основателей и идеологом создания которой был Геннадий Строгов.

Проект датируется 1999 годом, но  вообще эта  идея возникла несколько раньше – осенью 1998 года. Время жуткого  кризиса в стране, вспоминает Алексей Строгов, его последствия серьезно отразились на финансировании транспортного комплекса, которое урезали по максимуму, поэтому денег у предприятия катастрофически не хватало даже на текущую деятельность, не говоря уже о каком-­то развитии.

РАТА не имела возможности даже свой подвижной состав обновить (на тот момент, кстати, по городу ходили так называемые «скотовозы» ­ старенькие ЛиАЗ ­ 677),   при этом пассажиропоток в городе был значительно больше, чем сейчас (тогда не было такого количества частных машин и такси) – автобусы ходили битком не только в часы пик.  Отсюда и возникла идея запустить коммерческие рейсы маршрутного такси с помощью частных инвестиций.

Стоит сказать, что в других городах Подмосковья тогда уже появился такой вид перевозок, и данная услуга была очень востребована. В Дубне также ощущалась такая потребность, причем пассажиры за удобство готовы были платить.

Для осуществления проекта необходима была команда единомышленников, а также инвестор. Плюс в то время не было упрощенных режимов налогообложения (ЕНВД, упрощенка), и налоговый режим делал любой подобный бизнес нерентабельным. Поэтому было принято решение о создании отдельного юридического лица. Кроме этого, нужна была основа – база и опыт.  Так родилась компания ООО «РАТА – Экспресс», ставшая фактически дочкой ОАО «РАТА». Хотя юридически она полностью самостоятельна.

Геннадий Михайлович Строгов нашел инвестора и подобрал команду, в которой основной костяк управления – молодые, активные ребята, прежде всего это Павел Насонов, ставший руководителей молодой организации, а также Дмитрий Юркин, Татьяна Цыбина, Наталья Шванова.  Костяк водителей составили водители ОАО «РАТА»,  которые  по просьбе Геннадия Михайловича перешли работать  в новую компанию, привнеся туда и традиции организации, и свой опыт.

После того как набрали команду, стали перенимать опыт у других городов, где данный вид перевозок  был достаточно успешно  развит, в частности, у Сергиева Посада. Неоднократно туда ездили, встречались с людьми, смотрели, как они работают, перенимали опыт.

В марте 1999 года на маршруты выехали первые четыре машины, на которых, собственно, и обкатали всю систему маршрутных перевозок.

«Еще раз подчеркну, что успех во многом зависел от того, что при организации работы этой компании использовался опыт специалистов высокого класса базовой компании  ОАО «РАТА» (В.В.Лесниновой, Н.А.Ефимова, Н.Д. Утробиной).

Для обкатки  тогда специально  создали 14 маршрут, потом появились 9­й и 12­й. Буквально через пару­тройку месяцев докупили на деньги инвестора еще 11 машин. На маршруты вышли 15 «газелек»,  вот, собственно, с чего и начался этот вид перевозок», ­ констатирует Алексей Строгов.

На пути развития новой компании пришлось преодолевать последствия кризиса: в условиях, когда резко выросло в цене топливо (буквально в разы), вынуждены были  делать серьезные вложения, чтобы перевести машины на газ.

Потом было введено требование обязательной установки кассовых аппаратов. На тот момент они и сами недешево стоили  и в обслуживании дорого обходились. Политика, к сожалению, была не в пользу перевозчика, поэтому итог был печален: еле­еле держались на грани рентабельности.

Чуть вздохнули, как на рынке маршрутных перевозок появились конкуренты, причем  последние закупили сразу сопоставимый парк. На тот момент у них было более  20 автомобилей. Самый неприятный момент конкуренции: началась ценовая война. Компания вынуждена была длительный период возить пассажиров по себестоимости и даже ниже.

Но, сохраняя традиции, заложенные в ОАО «РАТА» Г.М. Строговым,  удалось сохранить отношение к организации этого вида деятельности, где во главе угла стоит безопасность перевозок, за счет своевременного профессионального обслуживания машин, за счет опыта водителей, грамотно организованной диспетчеризации. В итоге на рынке маршрутных перевозок осталась одна «РАТА – Экспресс».

Был еще такой момент: наш автопром из года в год производил автомобили все хуже по качеству, в частности, «газели», их надо было хотя бы раз в три года обновлять, что компания и делала. Это же послужило причиной, что с 2007 года подвижной парк составляют иномарки («форды»). Предприятие поддерживает одномарочную политику и сегодня, что удешевляет эксплуатацию автомобилей.

Нельзя сказать, что потолка развития в этом виде перевозок компания достигла, но на сегодняшний день установилось оптимальное количество транспортных средств: ежедневно на линию выходят 16 маршруток плюс одна в резерве, итого 17 автомобилей.

Сейчас услуга называется неудобоваримо: регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам на автобусах малой вместимости. В законодательстве больше нет такого вида перевозок как маршрутное такси, его отличие в том, что оно имело право забирать пассажиров в любом месте, где не запрещено правилами дорожного движения. Сегодня маршрутка имеет право останавливаться только на остановочных пунктах.

Между Москвой  и Тверью

Параллельно с маршрутными перевозками существовал еще один проект – междугородние перевозки. К 1998 году пассажиропоток сильно упал, и  ходил всего один автобус в Москву. Потом пассажиропоток начал потихоньку расти, появилась потребность в услуге, но ресурсов развить этот вид деятельности на базе существующего предприятия в условиях кризиса не было возможности. Нужно было и подвижной состав покупать, и обновлять его, как­то развиваться, а денег у предприятия не хватало и на свой вид деятельности. Стали развивать его параллельно в рамках нового предприятия «РАТА – Экспресс». Сначала там появился один автобус (ходили два автобуса на Москву, один от РАТА другой от «РАТА – Экспресс»). В то время был полный хаос с междугородними перевозками: ездил кто хотел, как хотел и на чем хотел.

К счастью для автоперевозчиков,  в 2004 году министерство транспорта Московской области навело порядок на этом виде перевозок, сделало его обязательным, конкурсным, что позволило добиться регулярности рейсов.

«РАТА – Экспресс»  для нас на предприятии это как бы единый коллектив. Две компании – один коллектив, общая база. Такой вид услуг (междугородние перевозки) не может ведь существовать в поле – нужна большая база, грамотные специалисты, которые обслуживают технику. Нам в прошлом году удалось провести удачные переговоры с представителем фирмы Hyundai в России, и мы приобрели официальную диагностическую систему. Теперь можем сами диагностировать и ремонтировать автобусы», ­ делится гендиректор ОАО «РАТА».

Для справки: кстати, 24 «богдана», которые бегают на городских маршрутах, собраны на базе «хендая», и весь новый парк «РАТА – Экспресс» – 10 больших «хендаев универсал». Есть, правда, одна машина на базе Скания.

Вообще, в течение 15 лет компания от стареньких «икарусов» перешла сначала на ГоЛАЗы (на тот момент русский аналог «икаруса», но не такой комфортный), а с 2009 года начала переходить на «хендаи».

В настоящее время  открыты 12 рейсов в столицу и один в Тверь (последний сейчас накатывают, пока он не очень прибыльный).

Была проблема с тем, что человек мог не сесть в автобус, потому что места были заняты. Проблему удалось снять, внедрив новую платежную систему. Она позволяет, во­первых, организовать продажу электронных билетов прямо в автобусе, то есть водитель получает деньги, распечатывает билет, все работает в онлайн­режиме.

Причем  продажа электронных билетов, подчеркнул Алексей Геннадьевич, в стране существует, а вот электронное бронирование билетов есть только в Дубне.

Конечно, не все покупают билеты заранее, таких  где­то 10­15%, может, потому что не все активно работают с Интернетом. Однако система продолжает развиваться.

«Создание компании «РАТА – Экспресс» – один из успешных проектов Геннадия Михайловича Строгова, который сейчас живет и развивается с помощью его соратников и последователей. Что лишний раз доказывает, что когда за дело берутся настоящие профессионалы, то можно достичь успеха, даже не обладая необходимыми ресурсами, главное, чтобы был опыт, профессионализм и команда.

Это было его детище, и оно далось нелегко, родилось в очень сложный период,  с того момента прошло  15 лет, и если бы отец был жив, он отмечал бы эту дату», ­ подытожил генеральный директор ОАО «РАТА – Экспресс» А.Г.Строгов.

Навигация и контроль в автобусах

Еще один проект, ставший последним в жизни Геннадия Михайловича Строгова, – оборудование городских автобусов системой ГЛОНАСС. Наше автотранспортное предприятие в этом процессе стало одним из первых в России, причем оно  не только навигационную систему использует, но и систему контроля над выполнением транспортной работы.

То есть это навигационный прибор, совмещенный с программным обеспечением. Оборудовав наши автобусы, предприятие перешло на другой качественный уровень контроля над выполнением водителем расписания и режима движения. Система работает бесперебойно, причем, подчеркивает Алексей Строгов, полностью обслуживают они ее сами.

Главное, что позволила достичь система, – точности выполнения расписания, на тот момент, в 2009 году, это была передовая технология, которую сделали обязательной с 2011 года.

«К сожалению, проект интеллектуальной транспортной системы в городе (именно внедрение такой системы предусматривалось вначале)  не пошел. Но положительные моменты от него все  же остались. Во­первых, дорогостоящее оборудование предприятие получило бесплатно в рамках проекта (им оборудовали автобусы), во­вторых, системой ГЛОНАСС были оборудованы все машины «Скорой помощи», ОВД и все мусоровозы «Экосистемы».

Кстати, до конца 2010 года обслуживали и налаживали систему в городе специалисты ОАО «РАТА»,  теперь каждый это делает своими силами. Впрочем, инструмент, который мы получили, больше был нужен перевозчикам, а пассажиры, в свою очередь, стали  по автобусам сверять часы», ­ отметил гендиректор ОАО «РАТА – Экспресс».

Коммерческий пункт техосмотра

В 2009 году по инициативе Геннадия Михайловича Строгова был открыт первый в городе коммерческий пункт технического осмотра автомобилей. «Я как раз непосредственно и занимался открытием и развитием этого пункта. С него, кстати, началась моя активная трудовая деятельность в ОАО «РАТА», ­ делится Алексей Геннадьевич.

Шаг во всех отношениях очень серьезный. Если вспомнить историю, то в 2007 году был введен  обязательный инструментальный контроль всех автобусов. Раньше они проверялись визуально, как сейчас выпускающие на линию механики смотрят состояние подвески, тормозов и т.д., но только в присутствии сотрудников  ГИБДД. Инструментальный же контроль подразумевает электронную проверку автобуса на тормозном стенде.

А чтобы настроить тормоза, у предприятия должен быть такой стенд. Помнится, была целая проблема, когда рейсовые автобусы по многу  раз гоняли в Талдом, Дмитров, не имея возможности проверить их у себя.

«Отсюда, – рассказывает гендиректор, ­ возникла идея открыть свой пункт техосмотра, но не для того,  чтобы закрывать глаза на неисправность, а чтобы иметь возможность самим отрегулировать тормоза. Пункт создан на другом юридическом лице, никак не связанном с автотранспортным предприятием. Но все автобусы, прежде чем проходить техосмотр, мы сначала отправляем на тормозной стенд, проверяем, потом он едет в ремонтную зону...

Это что касается нас, автоперевозчиков, а с частным автомобильным транспортом, помните, что тогда делалось: люди по 8 часов, а то и больше стояли в очереди, чтобы пройти техосмотр, а сейчас процесс занимает полчаса не больше.

И не потому, что инспекторы плохо работали, просто для машины нужно было место, а оно было одно. Когда открылся наш пункт, у нас доходило до 50 машин в сутки. Работали по 12 часов. Очереди пропали. С читаю,  мы  решили очень важную  для жителей города социальную проблему, коммерция здесь не сработала, на этом пункте заработать нам не удалось.

Открывался пункт, наверное, в течение полугода. Дорогостоящее оборудование было взято в лизинг, работали сначала в убыток, потом вышли на нулевую рентабельность, но не больше. Пункт необходим автотранспортному предприятию,  и его коммерческая направленность не имеет значения».

Кстати, пункт техосмотра одним из первых получил аккредитацию у Российского союза автостраховщиков. Это еще один успешный проект Г.М. Строгова.

Соответствовать памяти

Многое задумывал и пытался внедрить Геннадий Михайлович, в том числе ввести более совершенную платежную систему именно на автобусах городских маршрутов. Однако  предприятие работает по той системе, с которой  работает областное министерство транспорта, по ней оно получает дотации.

«Существующая программа сильно отстает от развития, и последние выставки показывают, что есть более совершенные системы. Геннадий Михайлович в свое время вместе с администрацией города ездил в Казахстан, смотрел работу одной из платежных систем, чтобы внедрить у себя, но не удалось. Надеюсь, мне когда-­нибудь удастся довести этот проект до ума. Он его задумал – мне воплощать.

В завершение добавлю, что  благодарен судьбе,  что стал продолжателем дела отца  ­ его преемником на посту руководителя предприятия,  а также очень благодарен оказанному мне тогда доверию со стороны главы города  В.Э. Проха,  позволившему мне попробовать себя в качестве и.о. гендиректора предприятия.

С одной стороны, мне  здесь было сложно начинать работать, потому что сразу столкнулся с массой серьезных проблем, с другой стороны,  легко, потому что отец создал опытный, сплоченный коллектив – команду единомышленников. И мы стараемся соответствовать его опыту и памяти», – заключил генеральный директор ОАО «РАТА» Алексей Геннадьевич Строгов.

Беседовала Татьяна КРЮКОВА

Фото Юрия ТАРАКАНОВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Территория предприятия в те далекие годы была старая и на ней были расположены административно-­управленческое здание, к нему пристройка, корпус для ремонта автомобилей, старая мойка, здание котельной и отдельная диспетчерская и в маленькой пристройке ПТО №1 с канавой. Условия были ужасные. Если на яму заходил автомобиль, ворота не могли закрыть. В производственном корпусе тоже были две канавы. Они были отданы только автобусам. Одна для планового технического обслуживания (за счет этого достигалась высокая техническая готовность транспорта), другая для ремонтов. Ни одна грузовая машина ни разу там не ремонтировалась. В ту пору у нас было 75 автобусов разных марок: «Пазики», ЛАЗы, ЛиАЗы, «рафики», «икарусы».

«Всегда старались много учиться и перенимать опыт. Помню, в Италии мы, директора автотранспортных предприятий из России, встречались с профсоюзными деятелями. Спрашиваем их: «Как вы защищаете права человека? Допустим, он нарушил дисциплину – опоздал, пришел в нетрезвом виде…» Собеседник нас долго не понимал, но потом с трудом переводчик объяснил ему, на что тот ответил: «Мы защищаем работающего человека, а если он нарушитель, зачем его защищать?»

«Жизненный опыт подсказывает, что самые лучшие доморощенные кадры. 1987 год в стране был объявлен годом внедрения новых условий хозяйствования во всем народно-­хозяйственном комплексе. Объявили, что те, кто справится с этим переходным периодом, может рассчитывать на новые повышенные ставки и оклады. По четыре раза мы ездили в Москву на совещания, столько было написано ­переписано бумаг, а если говорить коротко, то мы должны были за счет собственных резервов ­ сокращения штатной численности, внедрения передовых разработок (оборудования или организации труда) – добиться повышения производительности труда, увеличения прибыли, чтобы перейти на новые тарифные ставки и оклады».

«Всегда работали на перспективу и этот принцип продолжаем. Когда я учился в центре  подготовки менеджеров, со мной учились представители главного информационного вычислительного центра Москвы. Мы были у них на экскурсии, где я увидел настоящие современные компьютеры. Так завязались связи, и в 1988 году после окончания курсов мы купили два компьютера – так начали компьютеризацию. В то время, когда на других предприятиях говорили, что нет денег на запчасти, мы находили возможность приобретать компьютеры, устанавливать программное обеспечение. Эта ходьба в ногу со временем подстегивает: перешли на новые программы начисления заработной платы, начали внедрять контроллеры, которые позволяли персонифицировать учет пассажиров. Оказалось, что эти контроллеры можно соединить через спутниковую связь, и на предприятие моментально поступает информация о каждом провезенном пассажире в автобусе».

«В свое время директор автотранспортного предприятия Николай Тимофеевич Павлухин говорил: «Автобусы должны работать как часы, грузовые машины должны обеспечивать все рейсы, чтобы жалоб было как можно меньше. Если автобусы все работают, можешь делать все, что хочешь: проводить  собрания или что другое. Но если пассажиры стоят на остановках, если линия открыта, тебе никто не даст этим делом заниматься. Начинай рабочий день с автобусами на линии и заканчивай с ними день».

Из беседы генерального директора ОАО «РАТА» Г.М. Строгова и А. Сухой об истории предприятия в январе 2011 г.

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.